Хорошие рестораны открывают либо крутые маркетологи, либо крутые повара
интервью с победителем Мастер Шеф, предпринимателем Евгением Клопотенко
Победитель телепроекта «МастерШеф-5» на канале СТБ, основатель Гастромастерской Конфитюр и спикер юбилейного бизнес-лагеря Made in Ukraine Евгений Клопотенко удачно превратил свою любовь к вкусной еде в бизнес, а теперь меняет культуру питания в стране. В интервью он рассказал свою философию предпринимательства: с чего начать, кто нужен в команде, и как интуитивно построить хороший маркетинг.
Женя, ты как-то говорил, что готовить полюбил в 20 лет. А как и когда ты понял, что на этом можно делать бизнес? Я вот тоже люблю готовить, но бизнес же на этом не делаю.
Я понял, что я бизнесмен, когда моему бизнесу было уже три года. Мы с партнером долго готовились, прежде чем начать делать варенье на продажу. Начали с того, что презентовали продукт на выставке. Около 200 человек заинтересовались вареньем, примерно половина купила.
Когда я на руках держал первые деньги с продажи, тогда и задумался "Хм, наверное это имеет смысл".
А ты не делаешь бизнес, потому что ты не так любишь настолько сильно готовить, как я. Я тоже люблю общаться, но я ж не беру интервью. Для меня еда - это смысл жизни, это то, что питает меня, то, что мне безумно нравится. Но чтобы сделать бизнес мало этой любви, нужно еще два фактора: первое - чтобы так совпало и второе - бизнесменами не становятся, а рождаются.
Свой первый проект ты запустил с другом в 2011. Как он функционировал?
Мы вдвоем с партнером прошли все этапы от идеи до реализации, от А до Я. Как он функционировал? У нас был телефон, у нас был Я, у нас был Денис - мой партнер. Вот так он и функционировал. Это напоминает, когда у мужа с женой появляется ребенок, и они начинают разбираться, как его правильно пеленать, чем его кормить и тд. Вот так и у нас: как правильно принимать заказы, как правильно продавать...Шаг за шагом воспитывали наш бизнес.

Варили сначала на кухне дома, потом сняли кухню в ресторане, потом начали думать над цехом.
Выступление Евгения Клопотенко на
бизнес лагере для предпринимателей
Хотите создать свой бизнес или масштабировать существующий, приезжайте на бизнес-лагерь, где вы сможете пообщаться лично в неформальной обстановке с лучшими предпринимателями Украины.
Как распределяли обязанности?
Изначально мы все вместе варили, все вместе украшали, общались с клиентами, доставляли, потом я ушел больше в коммуникацию, доставку, а Денис занялся варкой и разработкой. Я двигал бизнес, а Денис его производил.
Когда команда начала расширяться?
Когда заказов стало слишком много, у меня появилась помощница. Она стала моей правой рукой, потом - клиент-менеджером. После этого появились люди, которые начали варить, доставлять, появился дизайнер, курьер, повар и так мы, шаг за шагом, дошли до того, что не хватает знаний, и взяли еще одного партнера.
Ты оставил бизнес работать без тебя и пошел на Мастер Шеф. Как бизнес функционировал без твоего управления?
Это было морально сложное решение.Опять проведу параллель с детьми: когда мама уезжает на полгода за границу, и оставляет детей с папой. Стремно, потому что теперь все будет по-другому работать. Но это только первую неделю-две сложно. Мои ребята-партнеры отлично помогали мне все развивать, я был постоянно на связи. Я себе на Мастер Шефе организовал рабочее место, купил роутер, так как не было Интернета, отвечал на все письма, а как только выпадал выходной - ехал в офис. В общем, по максимуму был с проектом и даже успевал вести переговоры, одни из них которых принесли нам 250 тысяч гривен по итогу.
Когда ты что-то делаешь с душой, мир помогает тебе в этом.
С какими сложностями столкнулась команда?
Раньше все было завязано на мне, так как я был первым входящим лицом, а после этого раздавал все задачи. И это было самое сложное. С одной стороны, это повлекло много недопонимания, с другой - у нас в компании начали формироваться бизнес-процессы, которых не было до этого. Если раньше у меня было по 150 звонков в день, то потом стало по 20. Я разгрузился, и это позволило заняться стратегией и другими важными вещами, которые продвинули нас вперед.
Ты делаешь хороший продукт, но как насчет управления, финансов, маркетинга?
Если я чего-то не знаю, то либо я это учу, либо нанимаю людей, которые это знают, как это было в случае с финансами.
В случае с маркетингом я придерживаюсь стратегии логики и ощущений. Грубо говоря: мы берем банку варенья и думаем, что с ней можно сделать.
Когда мы в прошлый раз общались, ты писал о том, что хочешь свой ресторан "в котором люди не будут проверять почту" и о том, что будешь менять культуру питания в Украине. Какие шаги удалось за год предпринять?
Как ни странно, но мы открыли ресторан на один день. В мае был такой ресторан, где 70% людей точно погружались в мир еды, а не сидели в телефонах. Также мы выиграли грант от Ашан на изменение питания в школах, я провел курс обучения в техникуме и отобрал 15 лучших студентов, которых мы обучали потом кулинарному искусству. Теперь это мои руки.

И мы дальше двигаемся в этом направлении. В Украине будет техникум, который будет выпускать профессиональных поваров. Также мы запустили свой сайт, и на нем сейчас хорошая посещаемость, значит, людям интересно и это нужно.

Запустили ютуб канал, где выкладываем простые и доступные рецепты.

Когда год назад я давал тебе интерью, нас было двое, сейчас нас шестеро в компании, которая называется "Евгений Клопотенко". Это еще один небольшой мой бизнес. Так что, движение в сторону изменений идет.

Какие риски несет ресторанный бизнес?
Как и любой другой бизнес, наверное, прогореть. Если ты один раз сделаешь плохо и про тебя пойдет плохая молва, тяжело будет восстановить авторитет. Люди не пойдут к тебе, если у тебя однажды было плохо.
Где и как часто ты обучаешься?
Раньше я ходил на разные тренинги, связанные с личным развитием, а последние 2 года я обучаюсь через то, что я делаю. Когда я преподавал студентам, я сам обучался, плюс получаю новый опыт всегда, когда готовлю, смотрю видео, общаюсь с людьми. Я понял, что вдохновение и обучение - очень схожие для меня вещи.

С точки зрения классического обучения, я стал меньше обучаться, но я стал больше общаться с людьми, которые создают, и перенимать опыт. Плюс я обучаюсь на своих ошибках. Как любой другой человек, я иду, падаю, встаю и выношу урок.
Как ты считаешь, какие знания необходимы предпринимателю, чтобы открыть ресторан?
Хорошие рестораны открывают либо маркетологи, либо крутые повара. Потому там либо хорошая еда, либо хорошая концепция. Я считаю, что достаточно поработать внутри ресторанного бизнеса, чтобы знать, как это функционирует, и получить все знания.

Евгений Клопотенко поделится своим опытом и знаниями с участниками бизнес-лагеря Made in Ukraine, который пройдет 31 июля — 5 августа. Поэтому, если хотите перенять опыт «из первых рук» и создать свой бизнес, регистрируйтесь на лагерь по ссылке.
Мария Сорокина
Marketing Manager
Startup Ukraine
© 2017 Startup Ukraine
КОНТАКТЫ
office@startupukraine.com
+38 (068) 467 76 47
Место проведения
Львов
Edem Resort & Spa
РЕГИСТРАЦИЯ