Чтобы победить, выбирайте не весь рынок, а узкую нишу
- интервью с СЕО Startup Ukraine Дмитрием Яремковичем


Дима - выпускник первого бизнес-лагеря Made in Ukraine. Он ездил на бизнес-лагерь и как партнер, и как участник, и как ментор. Каждый раз кемп давал ему новый опыт и инсайты, становился отправной точкой чего-то большего. Дима, как никто другой, понимает боль и страхи предпринимателя, и уверен: самое ценное, что дает бизнес-лагерь - это безопасная среда, в которой можно протестировать все идеи и инструменты прежде, чем внедрять их в своем бизнесе.
Как ты узнал о бизнес-лагере первый раз и почему решил поехать?
Первый раз я ехал на кемп партнером. Это был мартовский кемп, и происходил в другом формате, нежели сейчас: полдня мы отдыхали, полдня решали бизнес-кейсы. Затем я поехал на летний кемп для собственников бизнеса, где два потока (начинающие предприниматели и собственники) были вместе. На тот момент я закончил работать с проектом Travel map и нужна была перезагрузка, понимание, что делать дальше. Поскольку я интересовался продуктами Startup Ukraine, то знал, что скоро будет бизнес-лагерь, и даже не стоял вопрос, стоит ли ехать. Однозначно, да. Конечно, я еще не понимал, что получу в итоге, но предполагал, что это будет круто.
Ты в итоге получил, что ожидал?
Без преувеличения, это был поворотный момент. Я ехал на бизнес-лагерь после того, как расстался с проектом, с которым работал почти 5 лет. Бизнес-лагерь позволил посмотреть на себя под микроскопом, изменить то, что было "не так".
Среда, которая создается на бизнес-лагере, помогает увидеть все слабые стороны и понять, как вылезать из ям и справляться с подводными камнями.
Выступление Дмитрия Яремковича на
бизнес лагере для предпринимателей
Хотите создать свой бизнес или масштабировать существующий, приезжайте на бизнес-лагерь, где вы сможете пообщаться лично в неформальной обстановке с лучшими предпринимателями Украины.
Что ты поменял в своей жизни после бизнес-лагеря?
Сразу после бизнес-лагеря я создал свое маркетинговое агентство, и Startup Ukraine стал одним из наших клиентов. Одним из моих запросов на Made in Ukraine было научиться управлять командой в маркетинговом агентстве и освоить продвижение в Интернете. Я много получил знаний и опыта на эту тему.
Почему в итоге не получилось с маркетинговым агентством?
Я понял, что это было больше про зарабатывание денег, а мне так было не интересно. Все больше вникая в проект наших клиентов Startup Ukraine, помогая им с продажами, маркетингом, я осознавал, что меня это зажигает. Принял решение закрыть агентство и стать частью SU family.
Все говорят о полезных контактах после бизнес-кемпа. Какую роль в твоей жизни играет нетворкинг?
Раньше я не делал такую ставку на комьюнити и на окружение. Но так получилось, что люди, которых я там встретил, это сейчас мое окружение - 99% предпринимателей. Куда бы ты ни ехал, где бы ни находился, всегда встречаешь знакомые лица, выпускников Startup Ukraine, обмениваешься с ними опытом и идеями.
Почему на бизнес-кемп едут снова и снова? Что там такого ценного?
Потому что на кемпе люди попадают в идеальную безопасную среду, где можно попробовать все то, что боишься сделать в реальной жизни. И чем больше ты себе позволишь экспериментировать, тем больше опыта получишь. В реальном мире ты рискуешь временем, деньгами, нервами, отношениями, а там ты не рискуешь ничем.

Плюс это нереальный нетворкинг, когда вместе собирается полсотни людей. Это очень заряжает и позволяет найти партнеров.

С каким бы люди ни ехали запросом, они это получают: эмоции, связи, знакомства. К тому же, у нас сильный набор спикеров и менторов, с которыми можно общаться просто так за кофе или вином. А так просто попробуй их вытащить в .Киеве. Это ж нереально практически.


Участники говорят, что на кемп нужно ездить раз в год. И я с ними полностью согласен.
Какие ТОПовые ошибки большинства начинающих предпринимателей?
Основная ошибка, которую совершают почти все, - недооценивание важности анализа рынка. Люди не мониторят конкурентов и не смотрят на заграничный рынок в поисках решений.

Также ошибка многих в ведении бизнеса на интуитивном уровне без аналитики и маркетингового планирования. В целом, те, кто недооценивают маркетинг, очень быстро прогорают. Хорошо, что сейчас это начали понимать, и что-то с этим делать.

А еще ошибаются те, кто пытается "выехать" за счет SMM, надеясь, будто это панацея, хотя это лишь инструмент.
У тебя было маркетинговое агентство, Travel Map, Want2Travel, сейчас ты управляешь Startup Ukraine . Какой проект был самым сложным и почему?
Это тяжело сравнить. Want2Travel однозначно был самым легким из всех, его задача была вдохновить. В Travel Map я не занимал позиции СЕО, я отвечал за маркетинг и, если честно, думать о клиентах проще, чем думать, где взять деньги в принципе.

А вот Startup Ukraine, наверное, самый сложный. Прежде всего, это связано с нашей аудиторией: это люди, которые хотят начать свой проект, но их сдерживают предубеждения и страхи. Во-вторых, в Украине только сейчас люди начинают вкладывать в себя. Наконец-то мы начинаем понимать, что важнее, чем купить новый сервиз, вложить эти деньги в свое развитие, спорт, образование.
Кстати, о вложении в себя: где ты в основном ценные знания для бизнеса?
Самые ценные знания приобретаются на тренингах. Тренинг от слова "тренировка". Тебе дают полезный контент, новые знания, говорят, что попробовать и как это будет работать. Поэтому на тренинги нужно ходить, но важно не впадать в зависимость.

Еще важным инструментом получения знаний я считаю книги. Чтобы это было эффективно, советую выбирать ту литературу, которая закрывает интересующий на данный момент запрос.

И, конечно, нетворкинг, обсуждение дел с предпринимателями и получение обратной связи. Все велосипеды уже придуманы. Общайтесь с предпринимателями и узнавайте их стратегии, внедряйте то, что вам ближе.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать предприниматель?
Главное, конечно, целеустремленность и гибкость. Если человек слишком упертый и не готов меняться и менять стратегию, то ничего не выйдет. Также важны умение рисковать, быстро обучаться, любить людей, хотеть развиваться. А еще очень важно понимать, что провалы - это не конец пути, а еще одна точка на нем.

Предприниматели - это люди, которые не хотят мириться с посредственностью.Они хотят большего: больше зарабатывать, путешествовать, увидеть мир. Их не устраивает привычное положение дел, и они решают это менять через предпринимательство.
Провалы - это ответ мира, сигнал о том, что ты что-то сделал не так.
Как ты считаешь, какие ниши в Украине сейчас актуальны и востребованы?
Честно? ЛЮБАЯ ниша. Достаточно делать просто хорошо, чтобы быть востребованным. Есть такой инструмент: в какую бы нишу ты ни заходил, проверь уровень нормы и уровень восхищения. Норма - это то, что принято, как "нормально". Если в этой нише принято обрабатывать заявку за день - обработай ее за час, и вот тебе уровень восхищения.

Совет - выбирать не весь рынок, а конкретную нишу на этом рынке. Вместо того, чтобы открывать Интернет-магазин на 20 тысяч спортивных товаров, открой Интернет-магазин по продаже роликов и разберись в этом. Так больше шансов на успех.
Если говорить о трендах, то сейчас востребована еда (к нам на бизнес-кемп едут лучшие эксперты по этой теме: Максим Храмов, Дима Борисов, Женя Клопотенко, Катя Андреева, Надя Перевизнык), образование (в скором времени доля информационных услуг будет превышать остальные).

Также мы заметили, что сейчас многие IT-специалисты, Team-лиды, проджект-менеджеры из сферы IT идут в бизнес. У них есть деньги, которые они готовы вкладывать в бизнес, и они готовы реализовываться. Чаще всего они выбирают сферу образования либо ивентов.
Как ты видишь Startup Ukraine через 5 лет?
Через 5 лет Startup Ukraine - один из проектов UP Family, где мы помогаем людям реализовывать себя через разные направления, а предпринимательство - лишь одна из граней. Это будет полноценный Центр предпринимательства со всем спектром услуг, от консультации до инвестирования. Мы хотим инвестировать low tech проекты (то есть, не IT проекты) и стать местом, где каждый, кто хочет открыть свой бизнес, сможет получить поддержку, консалтинг, инвестиции и обучение.
Дима Яремкович поделится своим опытом и знаниями с участниками бизнес-лагеря Made in Ukraine, который пройдет 31 июля — 5 августа. Поэтому, если хотите перенять опыт «из первых рук» и создать свой бизнес, регистрируйтесь на лагерь по ссылке.
Мария Сорокина
Marketing Manager
Startup Ukraine
© 2017 Startup Ukraine
КОНТАКТЫ
office@startupukraine.com
+38 (068) 467 76 47
Место проведения
Львов
Edem Resort & Spa
РЕГИСТРАЦИЯ